Что такое мозаика, виды, происхождение, как её используют в декоре.

Что такое мозаика: виды материалов и шикарные примеры в интерьере

На чтение: 8 минут Нет времени?

Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

Читайте в статье

Что собой представляет мозаика

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Основные способы мозаичной кладки

Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.

Маркетри

Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.

Интарсия

Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.

Инкрустация

Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.

Блочная мозаика

Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.

Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:

История возникновения мозаики
статья по теме

Мозаикой называется изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц – цветного непрозрачного стекла, смальты или камня, и является одним из видов монументального искусства. Мозаика набирается из отдельных частиц, которые закрепляются в специальном клее.

В классический период в Греции, под влиянием древневосточных образцов, получили распространение мозаичные узоры и надписи (первоначально выполнявшиеся цветной галькой на полах). В период эллинизма стали создавать мозаичные композиции из цветных камней и смальты.

В раннем средневековье своими мозаиками славился итальянский город Равенна, который украшали мозаикой многочисленные дворцы и храмы.

Высокого совершенства мозаика достигла в ранневизантийский период, когда мозаичными изображениями украшали стены и своды церквей. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться глубины цвета. Мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны, оптически расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов и дворцов знати.

Вместе с принятием христианства на Русь пришло и искусство мозаики, тесно связанное с фресковой живописью. Первые образцы мозаичной смальты привозились в Киев с Византией. В последствии производство стеклянной смальты было налажено в Киеве в соборе Св. Софии и Михайловском Златоверховском монастыре (Х1-ХП вв.). Соборы поражают величием и богатством мозаичного декора. Даже ступени винтовых лестниц собора Св. Софии были выложены золотой смальтой. Учёные насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии сто семьдесят семь оттенков. После татаро-монгольского нашествия, ни один последующий правитель в Восточной Европе не мог позволить себе такого атрибута истинного богатства и просвещения.

Мозаика отличается роскошью и нарядностью, сложенная из смальты — небольших модулей цветного стекла. Хорошо отражая солнечный свет, смальта отдаёт цветовыми переливами, подобно мерцанию драгоценных камней.

На протяжении многих веков мозаика распространялась по всему миру, и каждое государство вносило свои изменения в технику выполнения мозаики. Рассмотрим некоторые направления развития мозаики.

Александровская мозаика. Это условное название мозаики эллинистического времени, выполненной во II веке до нашей эры и изображающей эпизод битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием III, спасающимся бегством на колеснице. Мозаика была найдена в «Доме Фавна» в Помпеях и теперь находится в Неаполе. Мозаика размером 5,82×3,13 м., исполнена в четыре цвета: белый, желтый, красный, коричневый. Она покрывала пол дома и являлась повторением картины, по сообщению Плиния Старшего, созданной живописцем Филоксеном из города Эретрии на о. Эвбея, в конце IV века до нашей эры. Считается также, что первоначально эта мозаика находилась в Александрии. «Мозаику Александра» следует отличать от «александрийской» – особого способа облицовки стен плитками разноцветного мрамора, порфира, стекла, вырезавшимися по контуру рисунка, орнамента. Такая мозаика зародилась в античной Александрии.

Для византийских храмов (V в. до н.э.) типично соединение мозаик с мраморной облицовкой стен. Как правило, мозаики украшали лишь верхние части интерьера – купола, своды, конхи, тромпы. Стены же остаются скрытыми за мраморной облицовкой – крепкой и монолитной, с блестящей

полированной поверхностью. Эта твердая поверхность, контрастируя с живописным мерцанием мозаических кубиков, еще более подчеркивает художественные своеобразные эффекты мозаики. Кубики смальты имели разнообразную форму и текстуру, выгодно отличавшие византийскую мозаику от других видов мозаики.

Флорентийская мозаика. Эпоха XIII в. и первой половины XIV столетия в Италии была эпохой расцвета декоративной живописи, в том числе и декоративной мозаики. Мозаика являлась в то время одним из приемов монументальной декоративной живописи, которым художник должен был владеть наравне с другими ее приемами. В технике мозаики в то время часто работали выдающиеся мастера монументальной живописи — Чимабуэ, Джотто, Капаллини и др. Мастера разрабатывавшие композицию предстоящей к выполнению мозаики и выполнявшие картоны для нее. Они руководили исполнением мозаичного набора, вероятнее всего непосредственно ведшегося мастерами-мозаичистами, хотя и не исключена возможность участия самих маэстро в выполнении мозаичного набора.

Благодаря непосредственному участию в создании композиции и картонов мозаики, а также руководству мозаичным набором, авторы мозаик Чимабуэ, Джотто, Петро Капаллини, Андреа Тафи, Андреа Гадди, Джакобо Торрити, Иоанн Косматы и др. мастера монументальной живописи XIII— XIV вв., создали мозаичные произведения. Они отличались не только большим живописным мастерством, но и общей гармонией цветового решения и более свободным и монументальным характером исполнения, выгодно отличавшимся от византийских приемов мозаичной живописи. Часто применявшиеся в мозаиках этой эпохи золотые фоны в значительной мере способствовали гармоничному объединению всех частей композиции в одно целое и в то же время усиливали звучание цветового решения мозаичных композиций.

Михайловская мозаика выделяется исключительной красотой своих густых, сочных красок. Среди них преобладают зеленые цвета, от изумрудно-зеленого до приглушенных темно-зеленых. Во фресках в разделке складок хитонов и плащей широко применяется золото, придающее одеяниям парадный характер. Лица набирались из белых, розовых, серых и красных кубиков, в тенях широко использовались темно-серые, красно-коричневые. Так создается совсем особая переливчатая гамма, которой византийские мастера владели с замечательным искусством. Краска берется не в ее случайном, изолированном, статическом аспекте, а в тесном взаимодействии с соседними красками, с которыми она образует единое целое. Каждое одеяние представляет собой законченную композицию, но из сочетания одеяний всех 12 апостолов, Христа и ангелов рождается новое, еще более совершенное единство. В этом отношении Михайловская мозаика занимает выдающееся место в истории монументальной средневековой живописи.

Софийская мозаика. Самой сильной стороной софийской мозаики является ее колорит. Он поражает своей цветовой насыщенностью, а также разнообразием и богатством красочных оттенков. Нетрудно понять, что подобное цветовое богатство мозаической палитры можно было обрести лишь в результате высокоразвитой техники производства смальты. Вот почему ремесленники, непосредственно изготовлявшие смальты, ценились в средние века не ниже тех, кто эту смальту выкладывал на плоскости, то есть мозаичистов. И самое примечательное в софийской мозаике – это то, что огромное обилие красочных оттенков никак не идет в ущерб яркого цвета, а, наоборот, обогащает цвет в силу совсем особых свойств смальты, которая обладает поблескивающей поверхностью. В софийской мозаике преобладают элементы прямоугольной формы, треугольной и овальной формы. Сама укладка выполнена легко, без лишнего педантизма, но и без излишней торопливости.

На протяжении многих лет мозаика внедрялась в различные страны, каждая из которых вносила свои изменения в технологию выполнения мозаичного набора, цветовую гамму и т.д. Для того чтобы наглядно проследить за особенностями развития мозаики, приведем таблицу, где отображены особенности византийской и русской мозаики.

Читайте также:  Клей для обоев: виды, выбор, отзывы потребителей

Мозаика на протяжении многих веков развивалась и совершенствовалась, но стиль создания мозаики остается таким же, как многие тысячелетия назад. В настоящее время мозаика переживает второе рождение. Все чаще можно увидеть мозаику в самых различных по назначению помещениях: в бассейнах, в выставочных залах, холлах отелей, в кафе, магазинах, на верандах, в прихожих и коридорах жилых домов, и т.д.

Покрытие, выполненное техникой мозаики, может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение искусства с тончайшими переходами света и тени, с прекрасно сделанным рисунком. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому спектру их цветов.

Прекрасно смотрятся также фрагменты мозаики, выполненные, например, в виде «ковров». Мозаичный «ковер» из натурального камня или смальты может служить подлинным украшением пола в гостиной. Подобные мозаичные композиции производятся различной формы и размера, по готовым рисункам и на заказ. Можно использовать центральную часть ковра как отдельное панно или в сочетании с фризом, в последнем случае получается классический «ковер». Такая мозаика хорошо гармонирует с камнем или паркетом.

Отличительной особенностью техники мозаики является возможность облицовывать криволинейные поверхности (в т.ч. колонны), устраивать плавные переходы от горизонтали к вертикали, например, при устройстве подиумов, бассейнов, и т.п.

Ранее устройство покрытия в технике мозаики было длительным и трудоемким процессом, сегодня же современные промышленные методы позволяют создавать мозаичные рисунки в заводских условиях и поставлять заказчику уже готовые модули. Эти модули представляют собой фрагменты собранного рисунка, наклеенного на листы плотной бумаги или сетку из полимерных волокон. В случае использования бумаги на основание укладывается модуль мозаики бумагой сверху. После того как клеевая смесь застынет, бумага смывается водой, а швы затираются.

Помимо готовых модулей можно также приобрести и набор разрозненных плиток разного цвета и самостоятельно составить из них рисунок, как в старые времена.

Элементы мозаики (маленькие квадратные плитки) могут быть выполнены из камня, керамики, стекла или смальты (Приложение 2). Покрытие, выполненное техникой мозаики, может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение искусства с тончайшими переходами света и тени, с прекрасно сделанным рисунком. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому спектру их цветов.

Прекрасно смотрятся также фрагменты мозаики, выполненные, например, в виде «ковров». Мозаичный «ковер» из натурального камня или смальты может служить подлинным украшением пола в гостиной. Подобные мозаичные композиции производятся различной формы и размера, по готовым рисункам и на заказ. Можно использовать центральную часть ковра как отдельное панно или в сочетании с фризом, в последнем случае получается классический «ковер». Такая мозаика хорошо гармонирует с камнем или паркетом.

Отличительной особенностью техники мозаики является возможность облицовывать криволинейные поверхности (в т.ч. колонны), устраивать плавные переходы от горизонтали к вертикали, например, при устройстве подиумов, бассейнов, и т.п.

Ранее устройство покрытия в технике мозаики было длительным и трудоемким процессом, сегодня же современные промышленные методы позволяют создавать мозаичные рисунки в заводских условиях и поставлять заказчику уже готовые модули. Эти модули представляют собой фрагменты собранного рисунка, наклеенного на листы плотной бумаги или сетку из полимерных волокон. В случае использования бумаги на основание укладывается модуль мозаики бумагой сверху. После того как клеевая смесь застынет, бумага смывается водой, а швы затираются.

Помимо готовых модулей можно также приобрести и набор разрозненных плиток разного цвета и самостоятельно составить из них рисунок, как в старые времена.

Элементы мозаики (маленькие квадратные плитки) могут быть выполнены из камня, керамики, стекла или смальты.

Каменная мозаика выполняется из натурального камня. Каменные плиточки могут быть полированными, шлифованными, и т.д.

В производстве мозаики используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора и яшмы.

Элементы каменной мозаики выпускаются самой разной формы: квадратной, прямоугольной, округлой и даже вовсе неправильной.

Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка, огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки. Для укладки мозаики пригодны клеи и косметическая химия, разработанные для облицовки помещений керамической плиткой.

Чрезвычайно интересный эффект создает комбинация полированных и неполированных поверхностей – под определенным углом зрения кусочки мозаики с полированным рисунком начинают поблескивать.

Разработана также специальная мозаика для бассейнов. Ее особая глазурь препятствует образованию водного камня и не выцветает под воздействием воды или химических растворителей.

Керамическая мозаика может содержать также различные «спецэффекты» – мелкие трещинки по поверхности, разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности.

Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов. Она обладает уникальными водоотталкивающими характеристиками.

Несмотря на то, что мозаика сделана из стекла, она гораздо прочнее, чем обычное стекло. Ведь после того как расплавленное стекло для мозаики разливают в формы, его обжигают в печах. Стеклянная мозаика абсолютно водонепроницаема. Этот жаропрочный материал выдерживает температуру до +150 °С. Она прекрасно подходит для облицовки каминов и печей.

От обычной стеклянной мозаики смальта отличается особой прочностью. Стекло растирают в порошок, прессуют в форму мозаики обжигают в печах и получают непрозрачный материал, как бы светящийся изнутри. Кроме того, каждый элемент немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло.

Производство стекла в Древнем Египте началось около 3000 лет до н. э. Из стекла делались различные украшения, амулеты.

Во времена Птолемеев (IV—I вв. до н. э.) в Египте существовало относительно развитое стекольное производство. Египет оставался центром стеклоделия вплоть до нашей эры; его стеклянные изделия вывозились во многие другие страны. Стеклоделие было развито также в странах Ближнего Востока, в частности в Сирии и Финикии, а также в Причерноморье. Кроме рядовой продукции, здесь изготовлялись богатые уникальные изделия, украшенные эмалью и золотом. С древних времён стекло было известно в Китае (V—III вв. до н. э.). В источниках V в. говорится об умении китайцев изготовлять стекло пяти цветов.

Примерно за 1200 лет до н. э., уже была известна техника прессования стекла в открытых формах. Этим способом изготовлялись вазы, чаши, блюда, кубки, цветные мозаичные украшения.

При некоторых достижениях древнего стеклоделия техника его была примитивна и переживала период застоя. Высоких температур получать не умели, плавку стекла вели в небольших глиняных тигельках, стекло получалось не проваренным, часто непрозрачным и в очень малых количествах.

Переворот в технологии стеклоделия был вызван на рубеже нашей эры изобретением метода выдувания полых стеклянных изделий. Тогда стали уверенно получать прозрачное стекло, выплавлять его сразу в значительных количествах.

Открытие способа выдувания стекла положило начало второму большому периоду развития стеклоделия, продолжавшемуся до конца XIX— начала XX вв. и характеризующемуся на всём своём протяжении единством

технологических приёмов, не претерпевших за это время принципиальных изменений.

Первыми овладели методом выдувания стеклянных изделий мастера Древнего Рима. В римское время стекло было впервые использовано в качестве оконного материала. После падения Западной Римской империи (конец V в.) центр стеклоделия перемещается в Византию, где, в частности, быстро развивается особый вид художественного производства — выплавка цветного непрозрачного стекла (смальты) для смальтовой мозаики, сменившей в раннем средневековье античную каменную мозаику.

На Руси стеклоделие было значительно развито в домонгольский период. В Киеве, в слоях XI—XIII вв., раскопками вскрыты большие стекольные мастерские. Такая мастерская была обнаружена и при раскопках в Костроме. С XI в. на Руси развилось производство смальты для монументальных мозаик. Монголо-татарское нашествие прервало стекольное производство на Руси, которое возобновилось только в XVII в. В средние века мозаика из смальты создавалась в ряде центров Грузии.

В странах Западной Европы в средние века развивается искусство витража — картин или орнаментальных композиций из цветного стекла. Фигурно вырезанные стекла скреплялись свинцовыми перемычками и вставлялись в оконные проёмы зданий.

Ведущая роль Византии в развитии стеклоделия сохраняется до XIII в., когда главным центром производства стекла в Европе становится Венеция. Художественное стеклоделие получает здесь интенсивное развитие и достигает подъёма в XV—XVI вв. Венецианские мастера изготовляют разнообразнейшие по форме и технике декоративные сосуды из топкого или окрашенного стекла, туалетные зеркала, ставшие тогда удивительной новостью, бисер, бусы и другие художественные стеклянные изделия, пользовавшиеся широчайшей известностью.

В XVI в., после открытия Америки, широко развивается промышленность в странах Западной Европы. Здесь строятся стекольные

предприятия, ведущую роль в которых составляют беглые венецианские мастера, соблазнившие огромными заработками. 1612 во Флоренции была издана книга А. Пери, которую можно считать первым научным трудом в области стеклоделия. В ней даны сведения об использовании окисей свинца и бора, а также окиси мышьяка как осветляющего стекло реагента, составы цветных стекол и прочее. Книга эта сделалась надолго руководством по технологии получения стекла.

В 1615 в Англии предлагается способ использования угля в качестве топлива для стекловаренных печей. Это даёт возможность получать при высоких температурах тугоплавкое и термостойкое стекла. В 70-х годах XVII века в Англии был предложен состав стекла с окисью свинца, что повысило показатель светопреломления. Это стекло, отличающееся блеском и радужной игрой, получило распространение и в других странах. Со второй половины XVII в. первенство по производству художественного стекла в Европе переходит к Чехии, где начали изготовлять толстостенные сосуды из стекла со значительным содержанием кальция. По своей бесцветности и чистоте это стекло напоминало горный хрусталь. Большая толщина стенок изделий позволяла производить особенно глубокую огранку, и в таком виде это стекло, известное под названием богемского хрусталя, получило широчайшую известность.

На Руси новый этап развития стеклоделия начинается с XVII в., когда близ Можайска был построен в 1635г. шведом Елисеем Коэтом первый в России стекольный завод. Важнейшую роль в дальнейшем развитии стеклоделия в России сыграл государственный стекольный завод, заложенный Петром I в первые годы XVIII века на Воробьевых горах под Москвой и к середине XVIII в. переведённый в Петербург. Завод этот стал образцом для всех других стекольных предприятий страны, подлинной школой для русских мастеров стекольного дела и лабораторией освоения новой техники.

В настоящее время распространены многие техники, которые в народе называются мозаикой.

Мозаика – декоративно-прикладное искусство

OPUS MUSIVUM — сложенный из кусочков — так называли древние римляне вид декоративного искусства, заключавшийся в составлении рисунков из мелких цветных камней, кусочков керамики и смальты (непрозрачного окрашенного стекла). Связующей основой при составлении этих красочных панно служили известковый раствор, цемент, мастика. С латинского термин, трансформировавшись, перешел в итальянский (mazaico) и французский (mosaique) языки; сейчас понятие «мозаика» стало для нас привычным, обиходным…

В чем же особенность этого старинного вида искусства?

Мозаика близка к монументальной живописи, она обычно выступает в союзе с архитектурой. Как правило, мозаику наносят на большие поверхности стен, ее используют и во внутреннем, и во внешнем убранстве зданий. Как и художник, занимающийся стенописью, художник по мозаике всегда работает с помощником — штукатуром, который готовит ему раствор для связующей основы. Но даже фреску, один из наиболее стойких видов монументальной живописи, не щадит время: краски блекнут и шелушатся на сухом воздухе либо покрываются плесенью от сырости В отличие от фрески, мозаике не страшно дыхание веков. Картины из камня и стекла практически навсегда сохраняют четкость контуров, сочность красок, свежесть фактуры материала. Мозаика равнодушна к капризам природы…

Древнейшие образцы мозаики были обнаружены в 1928 году при раскопках в районе Ура, одного из городов Древнего Шумера Образцы эти относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. На стенах и полуколоннах руин храма в Уре археологи нашли мозаичную облицовку: геометрические узоры — цилиндры, клинья, полосы из кусочков обожженной глины, уложенные в глиняный же грунт. Глина на мозаике скрашена природными земляными красками: белой, красной, черной. Рисунки близки к узорам тканей и ковров Древнего Шумера. Эта мозаика была простым подражанием текстилю.

С тех пор каждая эпоха, каждая страна вносили свои изменения в искусство мозаики. Например, совсем другую функцию выполняли мозаичные вставки в Древнем Египте. Там их использовали как украшения на деревянных изделиях—мебели, саркофагах, колесницах. Мастера Древнего Египта брали для мозаики кубики, выпиленные из драгоценных и полу- драгоценных камней, а также грубое, примитивное стекло.

Сырьем при изготовлении стекла служили те же материалы, которые используют современные стеклодувы- песок, известь, щелочь, но печи у старых египетских мастеров были примитивны, в них нельзя было получить достаточно высокой температуры. Стекло сплавлялось в мутную, непрозрачную массу. В фиолетовый цвет его окрашивали марганцем, в синий — кобальтом, в зеленый и буро-желтый — железом, в красный, голубой и изумрудно зеленый — медью. Долгое время египетские художники набирали в мозаике лишь растительные и геометрические рисунки; лишь в XIV веке до н. э. на мозаичных вставках появились изображения людей— так, трон Тутанхамона украшен мозаиками, изображавшими членов царской семьи.

Читайте также:  Какой лучше электрический встраиваемый духовой шкаф: отзывы

По сохранившимся описаниям, в Древнем Риме существовали три вида мозаичной техники. Самый старый из них относится к V—II векам до н. э Простейшие узоры составляли тогда из разноцветных, хорошо обкатанных голышей — камешков с морского побережья; к ним добавляли терракотовые черепки. Связующей основой служил грунт — nucleos из двух слоев известкового раствора. Много времени художник тратил на то, чтобы подобрать натуральные камни нужного размера и нужной формы. В древней Помпее этим видом мозаики украшены полы в проходных и непарадных жилых помещениях.

В I веке н. э в Риме появился новый вил мозаики из кубиков и шестигранников размером примерно в кубический сантиметр, вы резанных из гранита, мрамора, яшмы, порфира Кубики из белого мрамора служили фоном; на нем ярко выделялись орнаменты разных цветов — желтого, синего, красного, голубого, фиолетового, зеленого, черного. Такими мозаиками украшали полы в богатых виллах.

После III века н. э. основным материалом становятся разноформатные кубики (размером от кубического миллиметра до кубического сантиметра), а также маленькие пластинки и штифты, нарезанные из горных пород и полудрагоценных камней—лазурита, агата, опала, обсидиана. В мозаиках появляется стекло, изобретенное в Александрии,— так называемая александрийская фритта — прозрачное, глубокого синего тона. Появляется и смальта. Палитра римских мозаик этой эпохи отличается богатством тонов, Мозаичные картины занимают почетное место в жилых домах и общественных зданиях, мозаиками украшены храмы, термы, ниши фонтанов. Мозаичные панно встречаются даже на больших кораблях…

Новый расцвет искусство мозаики переживает в Византии. Византийские мастера широко использовали живописные возможности швов, образованных массой грунта. Отдельные элементы мозаики то утоплены в грунт, то выступают из него — под разными углами к основной плоскости. Чередуются блестящие к тусклые ряды… Все эти приемы значительно расширили рамки живописных эффектов византийские художники по праву считаются непревзойденными мастерами мозаики. Их славу разделили и византийские смальтовары. Они готовили смальту очень высокого качества, палитра смальтового набора составляла не менее пятидесяти основных тонов и до восьми полутонов каждого основного цвета.

Большого совершенства в изготовлении мозаики достигли художники Древней Руси. Расцвет их творчества относится к XI—XII векам. Этому предшествовало развитие стеклоделия в Киеве, Чернигове, во Владимиро-Суздальском и Рязанском княжествах Палитра смальт Софийского собора и собора Михайловского монастыря в Киеве состояла из восьмидесяти тонов смальт, изготовленных в киевской мастерской Киевские смальтовары умели готовить не только обычные смальты; они в совершенстве владели искусством приготовления полупрозрачных, прозрачных, золотых, серебряных смальт, а также особых смальт «отражательного огня», для которых сплав закаливался в особых печах — «каленицах».

При изготовлении смальт киевские мастера брали около семидесяти различных веществ, в том числе железо, малахитовую зелень, негашеную известь, буковую и костяную золу, серебро, горный хрусталь, лазурит, окись сурьмы, гипс, соединения свинца. В мозаичный грунт входили известковый цемент, мелко дробленый кирпич, доломит, волокна льна. Киевские мастера сдвигали кубики смальты более плотно, чем византийцы: едва заметные швы раствора не играли существенной роли в общем виде мозаики, а эффекты светотени достигались за счет тонких нюансов цвета.

Русская мозаичная живопись была возрождена М. В. Ломоносовым и его ближайшими учениками В 1734 году Ломоносов побывал в Киеве, там он видел знаменитые мозаики Софийского собора … Возможно, это пробудило его интерес к мозаичной живописи.

В 1749 году Ломоносов организовал при Петербургской Академии наук первую в России химическую лабораторию Он провел обширный цикл экспериментов с цветными стеклами и смальтами, подбирал красители, конструировал печи для плавки цветного стекла, изготовлял необходимое оборудование. Палитра смальт и цветных мозаичных стекол, созданная Ломоносовым, состояла из ста двенадцати основных тонов, а вместе с многочисленными оттенками достигала тысячи разновидностей

В мастерской Ломоносова были созданы мозаики для украшения стен и полов Меньшиковского дворца в Петербург е и Китайского дворца в Ораниенбауме (к сожалению, не сохранившиеся), мозаичные портреты Екатерины II и графа Шувалова, а также большое панно «Полтавская баталия», которое и сейчас украшает одну из стен здания Академии наук В Санкт-Петербурге.

В своих мозаиках Ломоносов пользовался кусочками смальт довольно крупного размера (до двух кубических сантиметров) и разной формы. Он учитывал специфику восприятия мозаики с дальнего расстояния. Мозаичные швы в ранних работах Ломоносова довольно широки. В более поздних мозаиках он стремился более тщательно подгонять отдельные кубики смальты и «пришлифовывать» их друг к другу, поэтому швы в этих работах почти неразличимы…

Мы рассказываем сейчас о мозаиках, сделанных из камня, стекла и смальт. Но существует еще мозаика из керамики — с нею работал, например, знаменитый русский художник М А. Врубель Это особая «ветвь» мозаики, и о ней не сейчас. А вот традиционная мозаика в конце XIX века как-то перестала интересовать художников, о ней надолго забыли. Заново она зазвучала только в конце XX века.

Одной из первых работ советских художников, обратившихся к монументальной мозаике, были мозаичные панно для вестибюля Военной академии имени М. В. Фрунзе в Москве (1936 г.). И эти произведения, сделанные по эскизам Е. Е Лансере, и мозаичные панно по эскизам А. А. Дейнеки для станций Московского метрополитена (1939 г.) выполнялись в технике обратного набора.

При обратном наборе рисунок оригинала переносится с кальки на плотную бумагу. Такой набор менее сложен и трудоемок, чем прямей. (Прямым набором пользовались старые мастера, этот способ заключался в том, что кусочки мозаики укрепляли в заранее приготовленном грунте) Затем художник наклеивает на эту бумагу соответствующие кубики смальты, лицевой стороной вниз. Набранную мозаику скрепляют деревянной рамой и заливают цементом После затвердения цемента раму переворачивают, бумагу и клейстер удаляют — и мозаика готова.

В своей книге «Из моей рабочей практики» Дейнека рассказывает: «Мозаика была новинкой. Забытую, ее надо было оживить, дать ей новую жизнь. Практики в этом деле никакой, зато теорий, наставлений — сотни: и что мозаика должна быть двухмерной, и что материал архаичен, и потому необходимо придерживаться в работе старых канонов. Но для меня было ясно, что ни сюжет, ни по-своему прекрасный стиль Равенны не дают мне права, а главное, возможности переносить в творческую практику приемы прошлого…

Я был убежден, что мне удастся справиться с решением глубины, но не путем неясных валеров, а путем цветовых контрастов, больших форм. Динамика фигур и их ракурсные силуэты — смелые, новые, чертовски удивительные — должны были композиционно помочь создать впечатление подъема вверх, доведя ощущение до легкого головокружения. Да и сама идея архитектуры определила глубину изображения, уход ввысь, в ракурс».

Плафоны станции метро «Маяковская» стали примером для последователей, стремившихся к широкому применению мозаики в оформлении наших общественных зданий.

Новым словом в советской мозаике стали панно Зураба Церетели, отмеченные Государственной премией. В его работах, украшающих здание Дворца профсоюзов в Тбилиси, явственно ощутима связь с мексиканскими художниками монументалистами Чавесом Морадо, Диего Ривера, Хосе Ороско, а декоративные композиции курорта Пицунда заставляют вспомнить шедевры грузинского народного творчества — войлоки, ковры, вышивки. И при этом Церетели остается самим собой: в подчеркнутой декоративности, в сознательном отказе от буквализма, в гибкой асимметричности композиций угадывается уверенная рука мастера, который творит по законам своего времени. Мозаики Церетели обретают самостоятельную жизнь, недаром в Пицунде они вынесены на отдельно стоящие стенки.
Говорят, что современное искусство «стремится формировать материальную среду». Древнее искусство мозаики по праву все чаще и чаще привлекает к себе внимание художников. И технологов, конечно, тоже.

Мозаика – виды, характеристики, область применения

Рынок стройматериалов не перестает удивлять даже самых требовательных потребителей новыми решениями. Все больше популярности приобретает среди них мозаика. Мозаичные композиции все чаще используются при оформлении, как квартир, так и частных домов.

Любая мозаика представляет собой рисунок, составленный из определенного количества небольших деталей.

На смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Фирм, специализирующихся на этом, сегодня масса. И каждая предлагает свои эскизы и сюжеты, которых в каталогах обычно сотни. Но если ни один не удовлетворил вкусам заказчика, могут использоваться и рисунки, предложенные самим заказчиком. Разумеется, художественная выразительность мозаичного панно достигается не только сложностью рисунка, но и разнообразием материалов, его составляющих.

Стеклянная мозаика

Самый распространенный материал для производства мозаики сегодня – венецианское стекло. Оно долговечно, водостойко, жаростойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Мало того, оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло добавляют самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрин и перламутра.

Самая распространенная форма наборных элементов (их называют также модулями, чипсами, тессерами) – квадратная. Чем они мельче, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка.

Стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий.

Смальтовая мозаика

Смальта – это разновидность стеклянной мозаики. Но в отличие от последней в состав смальты входят соли калия, а не натрия, и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты.

Настоящая смальта выглядит очень достойно: ее легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Она имеет очень гладкую и приятную на ощупь поверхность, с которой легко удаляются любые загрязнения (легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик). Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает ее пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой как внутри здания, так и снаружи (коридор, кухня, поверхность около бассейна, крыльцо).

Керамическая мозаика

Каремическая мозаика, вернее, ее чипсы внешне похожи на обычную плитку, в форме квадрата или прямоугольника, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать “спецэффекты” – кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Выложенная ею поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. У неглазурованной керамики – пористая структура, со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Впрочем, существует и малопористая керамика – монопрессокоттура.

Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь. Каменная мозаика. В ее производстве используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора, оникса и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно “состарить” – тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы – от круглой до неправильной. Максимальный размер – 50 X 50 мм (в основном такие элементы применяются вне помещений).

При планировании покупки мозаики из натурального или агломерированного мрамора следует учесть, что это сравнительно мягкие материалы, при уходе за которыми нельзя использовать абразивные чистящие средства и жесткие щетки, способные оставлять на полированной поверхности царапины. Нужно избегать попадания на их поверхности кислотосодержащих жидкостей – фруктовых соков, вина, уксуса и т. д. Большинство изделий из этих материалов рекомендуется после укладки в местах с интенсивной эксплуатацией натирать специальным воском. Исключение составляют агломераты на основе кварца. Нетрадиционные материалы. Один из них – керамогранит, с удовольствием используемый в оформлении интерьеров. Керамогранит прочнее, чем просто керамика, и обходится гораздо дешевле, чем привозные материалы. Но если технология его изготовления соблюдалась не в полном объеме, со временем он начинает расслаиваться и терять цвет. Для мозаики используется и так называемый Metron – смесь кусочков авантюрина и разноцветного стекла, скрепленных специальным составом – легким, но очень прочным, водостойким, жаропрочным, устойчивым к перепадам температур. Metron прекрасно подходит для облицовки стен и полов, из него делаются столешницы, подоконники, плинтусы.

Металлическая мозаика

Металлическая мозаика появилась лишь несколько лет назад. Модули представляют собой штампованные металлические колпачки высотой 4 мм из полумиллиметрового листа нержавеющей стали. Они закрепляются на запатентованной резиновой подложке, которая придает плитке необходимую степень жесткости. Модули могут иметь разную форму, фактуру и даже цвет поверхности. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу. Поверхность стали делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы.

Читайте также:  Как штукатурить стены своими руками новичку, видео и фото

Металлизма довольно дорога: 1 кв. м – около $ 250-350. Но если использовать ее в качестве декора или для отделки небольших поверхностей, получится вариант “недорого и достойно” и при контролируемых затратах интерьер приобретет изюминку. Для отделки бассейнов существует специальная серия high tech из более коррозионно-стойкой “нержавейки”. Производители не рекомендует использовать ее для облицовки поверхностей, находящихся на улице. Золото и платина. Такой декор – бесспорный признак роскоши. Все фабрики, производящие мозаику, выпускают коллекции с желтым, белым золотом или платиной. Есть серии, в которых мозаику от начала до конца делают вручную, прокладывая между двумя слоями стекла настоящую золотую фольгу 99-й пробы. Очевидно, что и цена такого материала немалая – 2 евро за один сегмент (20х20 мм) или 3300 евро за 1 кв. м. Но выглядит она великолепно!

Чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Подобные изделия предлагаются как для стен, так и для полов, вкрапления особенно красиво смотрятся на дне бассейна.

Цветовая палитра и применение мозаики.

К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.

Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, – являются основным продуктом, поступающим к потребителям.

В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы – сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе – никогда.

Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 x 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 x 20 мм каждая.

Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других

Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) – это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.

Панно, выполненное в технике матричной сборки – это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.

Художественное панно – это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.

Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике – словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы. Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов.

Добавлено: 6.08.2017 20:57:02

Еще статьи в рубрике Выбираем отделочные материалы:

  • Смальта – форма, размер, цветовая гамма

Смальта – не что иное, как специальное цветное стекло. Наверняка каждый может себе представить картину, как на множество осколков разбивается обычное .

Материалы для садовых дорожек

Для создания садовых дорожек применяют самые разнообразные материалы: тротуарную плитку, натуральный или искусственный камень, гальку, щебень, дерево. Правильно подобранное покрытие способно .

Применение керамогранита

Керамический гранит производится в форматах от 10×10 до 60×60 см. Наиболее востребованными являются форматы 30×30 и 45×45 см. Традиционно керамогранит считается .

    Словарь отделочных материалов

    Адгезия. Способность вещества (материала) прилипать (приклеиваться) к поверхности другого вещества (материала). .

    Применение профнастила в строительстве и отделке, классификация профнастила

    Профлист и профнастил – один из самых экономичных видов металлопродукции. Он используется как прекрасный материал для строительства – при возведении стен, .

    Популярность профнастила постоянно растет. По данным Госкомстата РФ, сегодня структура потребления его в регионах России складывается следующим образом: лидерами продаж являются .

    Как использовать мозаику в интерьере. Советы дизайнера Екатерины Ловягиной

    У мозаики в интерьере очевидно больше перспектив, чем у обычной керамической плитки. По той простой причине, что в качестве основы у нее гибкая, податливая сетка, которой можно облицевать почти любую поверхность. HomeGuide узнал у основательницы студии «Фактура» дизайнера Екатерины Ловягиной, как и где уместно использовать мозаику, сколько стоит — и с кем работать, если хотите выложить собственный сюжет.

    Мозаика как декоративный прием известна с античности. Основой для нее может служить натуральный камень, смальта, керамика, перламутр, металл, тонированное в массе стекло ( когда в расплавленную массу добавляют красящие пигменты ).

    Сценариев в интерьере для мозаики масса: кроме сюжетных панно это могут быть локальные зоны на кухне, в гостиной, прихожей — или целые помещения. Мозаику нередко используют для декорирования мебели, каминных порталов или ванн.

    Мозаика в интерьере: что важно знать

    • Для мозаики почти нет ограничений. Ею можно облицевать едва ли не любую поверхность, сделать плавные закругления, мягкие переходы с вертикальной плоскости на горизонтальную — да что угодно;
    • Доверить укладку мозаики можно только высококлассному специалисту. Материалы под резку нужно расчерчивать так, чтобы стык приходился не на шов, а на середину кубика. Без навыка сделать это как следует почти невозможно;
    • Для разных зон применения — разные клей и затирка. Если речь о бассейне, то понимаем, что и клей, и затирка нужны сверхпрочные, стойкие — помогут избежать утечек.

    Как выбрать мозаику

    Для начала определитесь, какого эффекта добиваетесь — и в какой интерьерной зоне. Выглядеть мозаика может очень по-разному, в зависимости от материала, из которого сделана, размеров (может быть мелкодробленой или со стандартную плитку, толщиной с палец или совсем тонкой, до 2 мм).

    Екатерина Ловягина Дизайнер, основатель студии «Фактура»

    «Полагаться на советы продавца-консультанта рискованно. Редко персонал крупных магазинов осведомлен, где какую мозаику лучше использовать. Рекомендую обратиться за консультацией к профессионалу».

    В каких зонах и как использовать

    Мозаика уместна в помещении любого размера и стиля. Главное, не переборщить. Материал дробный, поэтому, если уж используем в больших форматах, то обязательно компенсируем визуальный шум чем-то спокойным, нейтральным. За каждым действием должен стоять продуманный интерьерный план.

    Стройте интерьер на классических контрастах. Однотонную по цвету и текстуре мозаику поддержит крупноформатная плитка или любой натуральный материал, отличающийся по размеру. Плитка 60×60 и мозаика 2×2 будут хорошо сочетаться, а вот плитка 10×10 и мозаика 4×4 — уже никак. Смотрится маленькое с большим, пестрое с монохромным, текстурное с гладким.

    Санузлы, хаммамы, бассейны, спа — самые привычные места для мозаики.

    Что учесть: не любую мозаику можно размещать в зонах прямого попадания воды. В душевой, например, не рекомендую использовать прозрачную стеклянную мозаику на фольгированной подложке: если риск, что просочатся капли, и останутся пятна.

    Для бассейнов и улицы используйте мозаику высокого класса. Лучше, если она будет на керамогранитной основе. Идеальна для этих целей мозаика от португальцев Kerion — с прочным основанием, похожим на майолику: ее ничем не повредишь.

    На кухне. Беспроигрышно — для столешницы или фартука. Если хочется выложить графический сюжет, задействуйте потолок, пол, дверные откосы и подоконники.

    Еще одно выгодное решение (и небезосновательно) — мозаичный пол. Можно имитировать ковер или выложить эффектную геометрию.

    Что учесть: на полу в прихожей, где ходят на шпильках, не место стеклянной или особо тонкой, хрупкой мозаике.

    Более нестандартный вариант использования мозаики — обкладка ванн и мебели.

    Декоративное панно. Число эффектов, которые получают с помощью мозаики, стремится к бесконечности. Можно имитировать живопись, выкладывать геометрические узоры, любые орнаменты или целые сцены.

    Что учесть: если нужно максимально точное изображение, используйте смальтовую мозаику. Ее дробят на части и кропотливо подбирают по форме и размеру — так, чтобы прорисовать самые мелкие детали.

    Сюжетные панно набирают на фабриках по индивидуальным эскизам. У Bisazza, Sicis, Friul Mosaic можно заказать почти любое изображение.

    Сколько стоит мозаика

    Минимальная стоимость за «квадрат» от проверенных европейских брендов — 7-8 тыс. рублей. Ощутимо дешевле китайская мозаика. Из тех производителей, что могу рекомендовать, — Rainbow Co: выдают продукт, сопоставимый по цене и качеству. Выглядит достойно, стоит от 6 тыс. руб./кв.м.

    В большинстве других случаев экономия на производителе — ложная и приведет к тратам на монтаж. Будьте готовы к непредсказуемой растяжке цвета, несовпадениям оттенков в одной партии товара. Своих клиентов всегда отговариваю от подобных покупок: выглядит плохо, клеится криво — еще и служит недолго.

    Доверяю брендам, которые уже упомянула выше: Sicis, Bisazza, Kerion, Friul Mosaic, Franco Pecchioli, Original Style.

    Что такое мозаика?

    ЧТО ТАКОЕ МОЗАИКА?

    Мозаика – древний вид искусства, основанный на создании единого целого из мелких фрагментов – камней, гальки, смальты. Чтобы оценить красоту и величие мозаичного полотна, нужна дистанция: отступив несколько шагов от стены или поднявшись на высоту от пола, зрителю открывается результат кропотливой и трудоемкой ручной работы мастера: яркий геометрический узор, графическая композиция, портрет и даже высокореалистичная картина с переходами светотени и богатством красок.

    Мозаичное панно для интерьера – несомненно признак вкуса и статуса!

    ПЛЮСЫ МОЗАИКИ

    Мозаичный пол не расколется от удара, мозаичный ковер никогда не размокнет, не выцветет и не вытрется.
    Мозаику не испортят ни кислота, ни щелочь. Устойчивость к перепадам влажности и температуры делают мозаику, мрамор, натуральный камень идеальным материалом не только для декорирования ванных комнат, но и для отделки (внешней и внутренней частей) и украшения бань, бассейнов и хамамов. Еще одно замечательное качество мозаики – морозостойкость, она способна выдержать любые перепады температуры и мороз до -30°С и годится для отделки фасадов. И, наконец, мозаика очень жаропрочный материал , который выдерживает температуру до 120°С, из этого следует, что ее можно использовать для облицовки каминов.

    НЕМНОГО ИСТОРИИ

    Современная мозаика — прекрасный материал для отделки и декорирования поверхностей различного назначения, требующих надежной защиты. Она абсолютно водонепроницаема, поэтому ее можно использовать в ванных комнатах, банях, бассейнах и других влажных помещениях. Мозаика — это просто красиво!

    Цветовая гамма стеклянной мозаики очень богата и разнообразна (более 150 цветовых оттенков). Существует специальная коллекция с эффектом полудрагоценного камня (авантюрина) и даже «золотая» и «серебряная» мозаика. Плиточки мозаики из стекла имеют стандартные размеры от1х1 до 5х5см.

    Мозаика – это рисунок или картина, составленная из разноцветных кусочков дерева, стекла, камня или перламутра. Одинаковой величины кубики, столбики или пластинки скрепляются на плоскости с помощью цемента, воска или клея. В Древней Греции мозаику можно было встретить практически везде – и в частных домах, и на общественных зданиях. С изобретением смальты — искусственной разноцветной стекловидной пасты, расширившей палитру мозаики, стало возможным создание картин, конкурирующих с живописью. Это вызвало настоящую моду на мозаику в Древнем Риме.

    Сегодня мозаика поступает в продажу на матрице сетчатой или бумажной основой. Стандартный размер небольших кусочков – чипсов, из которых складывается мозаичное изображение, варьируется от 1х1 см , 10х10, 20х20 , 15х15 см.При этом чипсы могут иметь прямоугольную, квадратную, округлую или любую другую форму.

    Виды мозаики

    Материалы

    • Смальта
    • Стеклянная мозаика
    • Мраморная мозаика
    • Керамическая плитка
    • Камень
    • Керамический гранит
    • Миллефиори

    Инструмент

    • Дисковые кусачки
    • Мозаичные кусачки
    • Масляный стеклорез
    • Ломатели для стекла
    • Тальон

    Где применяют

    ТЕХНИКИ МОЗАИКИ

    Мозаику собирают прямым набором – вдавливая каждый фрагмент в подготовленный грунт. Эта простая техника требует большого опыта и мастерства, но зато позволяет создать по-настоящему эксклюзивное произведение, где каждый мелкий дефект имеет художественную ценность. Некоторые мастера используют для прямого нанесения мозаики специальную сетку.

    Мозаику делают и путем набора фрагментов обратной стороной на самоклеющуюся пленку, после чего готовое полотно монтируется на основание.

Добавить комментарий